"Праздник непослушания" (непослушный ребенок:в чем причины и что делать?)

30.03.2021

«Праздник  непослушания»

(Непослушный ребенок. В чем причины и что делать?)

 

С детским непослушанием и капризами, рано или поздно, сталкиваются все семьи. На страницах нашего дистанционного проекта для родителей «Растем вместе» мы уже не раз обращались к теме непослушания и негативных поведенческих проявлений, связанных с возрастным кризисом 3-х лет, и подробно ее рассматривали.

Но есть дети, у которых непослушание может иметь постоянный,  стойкий и продолжительный характер, независимо от кризисного периода. Тогда можно рассматривать его с позиции нарушения поведения, которое требует дополнительного вмешательства и коррекции.

За непослушанием всегда стоит конкретная причина, и разбираться в ситуации повторяющего детского непослушания нужно с поиска его причин:

·        иногда это элементарная усталость или перевозбуждение, гнев или обида на членов семьи, возможно, и черта характера. Нередко ребенок в силу своего возраста просто не понимает, чего мы, взрослые, от него хотим;

·        в наше время одной из причин непослушания после трехлетнего возраста может быть подражание полюбившемуся герою игр или мультфильмов. Так что целесообразно отдельно проанализировать видеоинформацию, к которой имеет доступ ребенок;

·         нередко мы сами провоцируем непослушание ребенка, резко отрывая его от игры или другого захватившего занятия. Процессы торможения еще несовершенны, и резкое прекращение увлекательного дела дается крайне тяжело.  Стоит заранее предупреждать ребенка, готовить его к завершению игры или другого занятия: «еще два хода в игре, и идем обедать», «досматриваешь эту серию до конца и идешь готовиться ко сну».

         Если же после вдумчивого анализа мотивы поведения ребенка по -прежнему остаются непонятны родителям, стоит поговорить с ребенком, выслушать его, постараться встать на его место. Это, в любом случае, будет полезно: если малыш почувствует, что вы понимаете его сопротивление и связанное с ним внутреннее состояние, то высока вероятность того, что он сам пойдет вам навстречу. Ребенок тоже имеет право совершать ошибки, огорчаться и быть естественным в проявлении своих чувств.

Когда мы поймем истинную причину непослушания, сможем выбрать адекватные ответные действия.

Идеальный вариант – это воспитание без наказаний, воспитание с максимальным использованием поощрений позитивного поведения. Но, более соответствует нашим реалиям использование наказаний, адекватных поступку ребенка и его возрасту, и сведение наказаний к минимуму. И, основной вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, в каких ситуациях и каким образом делать это, если возникнет необходимость. При выборе метода воздействия родители должны учитывать индивидуальные особенности своего малыша, обязательно его возраст и совершенный им поступок.

Основной смысл наказания – продемонстрировать малышу, что он нарушил установленные в обществе или семье правила. Для этого в семье они уже должны существовать, иначе ребенок может просто не понять причину. Важно, чтобы малыш задумался над своим поведением.

Ключевой момент – прежде всего, изменить отношение ребенка к ситуации, а не только внешнее поведение.

Есть действия, которые должны сразу же запрещаться. Это, в первую очередь, касается агрессивных проявлений ребенка, например, ударов, укусов, щипков и прочих враждебных действий в отношении окружающих, порчи имущества, а также, соблюдения правил безопасности. Важно показать малышу, что он несет ответственность за свои поступки, и должен все исправить или возместить причиненный ущерб. Например, помочь убрать или починить то, что сломал, а может, и не ждать от родителей в ближайшее время новых игрушек, так как им придется купить новую вещь другому, пострадавшему ребенку. Подобные реакции доступны пониманию ребенка только после трех лет.

По результатам анонимных опросов родителей, одной из распространенных форм наказания до сих пор остается физическое воздействие, основанное на страхе перед болью. Этот метод воздействия недопустим! Физическое воздействие не решает конфликта, который стоит за негативным поведением. Он только создает иллюзию его преодоления. В результате родителям подчиняется не сам ребенок, а его страх и инстинкт самосохранения. Достигается внешняя покорность, однако, неблаговидное поведение возобновится, как только рядом не окажется источника наказания – родителя.

Еще одна опасность возникает в случае систематических физических наказаний: ребенок начинает рассматривать их как единственную возможность добиться желаемого во взаимодействии с окружающими и использует это сначала со сверстниками, а в будущем, возможно, будет использовать и в собственной семье.

К спорным формам наказания относится также лишение малыша родительского внимания на определенное время. В некоторых случаях, в основном в связи с серьезной провинностью, такой метод может быть достаточно эффективным, но применять подобное наказание следует с предельной осторожностью, при этом, ни в коем случае не лишая ребенка заботы, – он временно теряет лишь привычное внимание со стороны взрослых. Не следует применять подобные наказания в отношении тревожных, чувствительных, неуверенных в себе детей, а также в том случае, если ребенок пережил психологическую травму или стресс, связанные с распадом семьи или потерей близких.

Самое простое и часто действенное наказание - показать ребенку, что родители расстроены. Искренний рассказ взрослого о своих чувствах может оказать на ребенка значимое влияние.

Достаточно распространенными формами наказания являются угрозы, запугивание, всевозможные запреты. Рассказы про то, что «будешь себя плохо вести, и тебя заберет Бармалей», дают эффект только в возрасте до трех лет. Но в некоторых случаях они способны спровоцировать развитие дополнительных страхов.

Слово «нельзя» должно относиться только к самым запретным действиям, иначе оно потеряет свою «волшебную» силу. Важно также помнить, что запреты будут иметь действие только после двух лет: до этого возраста любое слово имеет для ребенка пусковое значение, т.е. «нельзя», «стой» и другие запреты, наоборот, приводят его в действие. Это обусловлено доминированием процесса возбуждения. Только после двух лет речевые указания начинают приобретать и тормозящее значение. В отношении запретов, продиктованных нормами морали, лучше использовать бессловесные реакции родителей: жесты, выражение лица. Действенным, в данном случае оказывается,  прежде всего, собственный пример.

С запретами важно не переусердствовать, иначе высока вероятность получить обратный эффект – когда дети начинают все делать наоборот. Особенно часто это возникает в случае постоянных речевых запретов.

Для детей будут эффективны не речевые запреты, а действия родителей: отдергивание руки от огня, подхватывание малыша, когда он движется к дороге.

Если  вы используете в виде наказания постановку в угол, то лучше сажать ребенка в угол на стульчик. Время такого наказания в минутах не должно превышать его возраста (три года – три минуты, пять лет – пять и т.д.). Можно использовать таймер, чтобы малыш понимал, когда наказание закончится. И он должен уловить связь между своим проступком и последовавшей реакцией взрослых.

Еще один важный момент: чтобы безапелляционно запретить что-то ребенку, важно подчеркнуть невозможность альтернативного действия.     Например, «нельзя есть, если не вымыть руки» вместо «нужно помыть ручки перед едой, потому что грязные ручки – это нехорошо». Не стоит давать ребенку альтернативные варианты действий – в силу природной любознательности он обязательно их проверит. В подобных ситуациях родителям важно вести себя так, будто существует только одна единственная линия поведения: ежедневно чистить зубы, одеваться тепло в холодную погоду и т.д.

Таможня России предложила запретить импортные мясо и рыбу, соки и консервы  - газета «Кафа» новости Феодосии и КрымаНаказание лишением ребенка запланированного удовольствия, например сладостей или похода в кино, является одним из самых распространенных и эффективных. В зависимости от серьезности проступка может использоваться либо отмена, либо отсрочка радостного события или удовольствия. Успешной такая форма наказания будет только в том случае, если ребенок воспринял его как справедливое и понял связь причины (проступка) и следствия (ограничения). Совершенно недопустимо наказывать детей ограничением того, что влияет на их полноценное развитие (сон, еда, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры, общение с друзьями).

Довольно серьезными наказаниями являются ограничения, которые даже полезны ребенку (пользование интернетом, просмотр мультфильмов, лишение сладостей).

В случае истерики можно использовать ограничение активности ребенка, например, изоляция малыша в его комнате. Но иногда это не помогает. Если эмоциональные проявления не прекращаются, необходимо крепко обнять ребенка или ограничить его движения другим безболезненным и не угрожающим его здоровью способом.

 

Основные моменты,

на которые стоит обратить внимание родителям, 

если они все- таки решили наказать ребенка:

 

·                   Начиная с трехлетнего возраста наказание не должно быть публичным. Это связано с возрастными особенностями детей после кризиса трехлетнего возраста, в котором происходит формирование самооценки и самоуважения. Дайте ребенку шанс исправить свою ошибку, когда это возможно, подчеркните, что это останется только между вами.

Травмирует ребенка оценка каждого проступка на семейном совете, в том числе, с привлечением родственников, друзей, знакомых, воспитателей, особенно, если он остается при таком «разборе полетов» в одиночестве. В результате легко формируется ощущение отвергнутости и ненужности, рушится эмоциональный контакт с родителями.

 

·                    Правила и требования, предъявляемые к малышу, должны быть доступны его пониманию и возможностям их выполнить.Хочу такой сайт

·                   ᐈ Дочкой картинка, иллюстрации мама с дочкой | скачать на Depositphotos®Требования к ребенку со стороны всех членов семьи должны быть едины, это крайне важно. Рассогласованность в этом вопросе может стать одной из причин, стимулирующих детское непослушание.

 

·                   Наказание не должно быть чрезмерным, несоразмерным серьезности проступка или отсроченным. Если решили наказать, то откладывать надолго наказание не стоит.

 

·                   Унижение недопустимо независимо от поступка. Оцениваться может только поступок, действие, но не  ребенок в целом.

 

·                    Анализируйте поступки малыша, особенно повторяющиеся,  старайтесь понять мотивы его действий. Предоставляйте ребенку возможность объясниться. Это может многое прояснить. И, будьте готовы, в случае необходимости, признать свою неправоту.

Привычка анализировать поступки ребенка поможет задерживать вашу реакцию на них, не проявлять отрицательные эмоции, даст время выбрать наиболее адекватную ситуации   форму воздействия на малыша.

 

·                   В случае повтора проступка предоставьте ребенку возможность самому выбрать себе наказание, это воспитывает ответственность. Предложите ребенку варианты приемлемого поведения, например: «нельзя рисовать на стенах, но можно мелом на асфальте», «можно еще немного погулять, но тогда не будет просмотра любимого мультфильма» - это закрепляет желаемое поведение.

 

·                   В случае легкого проступка ребенка можно сделать вид, что не  заметили и вовсе не давать отрицательной оценки. Пропускать наказание нецелесообразно в тех случаях, когда речь идет о нарушении правил безопасности или семейных норм. При этом, самое важное – соблюдать их всем, прежде всего взрослым.

 

·                   Папа читает сказку маленькому сыну, проводит время в - векторный дизайнК числу альтернативных наказанию мер воздействия на ребенка  можно отнести: психотерапевтические сказки про непослушных, капризных, неаккуратных и т.д. мальчиков и девочек, тематические игры, мультфильмы и фильмы.

 Тему вы выбираете в зависимости от поведенческих проблем вашего ребенка. Можно взять уже готовые психотерапевтические сказки, а можно придумать их самостоятельно или вместе с ребенком.

 

Самым действенным методом воспитания является метод поощрения и позитивного подкрепления желательного поведения, в отличие от метода наказания.

Хвалите детей за хорошее поведение в тех случаях, когда послушание требует от ребенка дополнительных усилий. Целесообразно использовать простые поощрения. Для детей старше трех лет нередко положительный результат дает такая похвала: «Какой же ты молодец, ведешь себя как ВЗРОСЛЫЙ!».

В любых ситуациях отсутствие негативной повторяющейся реакции родителей на проступки и ошибки детей, юмор и творческий подход к выбору реакции могут оказаться намного действеннее самого строгого наказания.

Любая форма наказания обязательно должна сопровождаться краткой беседой, когда ребенку объясняют, с чем связано недовольство родителей и чего от него ожидают в дальнейшем.

Важно не столько говорить об ошибках, сколько акцентировать внимание на приемлемой модели поведения.

Если используемые приемы коррекции непослушания не приносят результатов, обращайтесь к нам, педагогам - психологам.

Наше совместное  общение с родителями и  ребенком, профессиональный опыт помогут найти оптимальные решения проблемы.

 

Материал подготовила

педагог-психолог Шуманская Т.З.

 

 

Литература для родителей:

     1.   Гиппенрейтер Ю. Б. «Поведение ребенка в руках родителей». «ЭКСМО – АСТ», Нижний Новгород, 2015

    2.   Бучкова А. «Непослушание. В чем причины и что можно  сделать?», «Дошкольное воспитание» № 9, 2017.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.03.2021

Дата обновления: 30.03.2021

Дата публикации: 30.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».