г. Екатеринбург, 2022Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Материально-техническое обеспечение программы
8
3. Методическое обеспечение программы
8
4. Кадровое обеспечениe
10
5. Формы отчетности
10
6. Учебно-тематический план
12
7.Календарно-тематическое планирование
13
8.Методическая литература
15
9. Приложение №1критерии методики оценивания деятельности детей19
2
Пояснительная записка
Общеобразовательная
программа
дополнительного
образования
называется "Английский для малышей" в ДОУ.
Направленность данной общеобразовательной программы социальнопедагогическая.
Вид дополнительной общеобразовательной программы-составительская.
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности,
которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного
возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у
дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять
своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной
предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность,
но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает,
мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания
ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными
предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока
сохраняется
интерес
к
воспринимаемым
объектам.
Многие
основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям
дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста
не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в
однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т.
д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и
существенно отличаться от обучения в начальной школе.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов
работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза
воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как
блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 6-7 лет и
учитывает особенности их психологического и физического развития.
3
Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы
статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это
позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства
мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными
системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать
элементы закономерностей языкового строя.
При этом
1) не отходить от основного принципа наглядности и образности;
2) руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
3) учить языку исключительно на практике, без применения даже
элементарных теоретических языковых понятий.
Актуальность
Знание
иностранных
языков
является
неотъемлемым
навыком
в
современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам
уже в дошкольном возрасте.
Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет
относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по
сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского
мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг
человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно
формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте
дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это
делает возможным использование этих природных факторов в обучении.
С другой стороны, возникает проблема быстрой утомляемости детей
этого возраста. Однако, использование естественной для детей этого возраста
физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делает
возможным эффективное обучение при сохранении психического и
физического здоровья детей. Благодаря выстраиванию урока в форме
театрального
представления,
на
котором
дети
являются
активными
зрителями, становится возможным использовать природное средство общего
4
развития ребенка – наблюдение. Использование игры, как основного вида
деятельности на уроке, обеспечивает заинтересованность детей при
восприятии материала, а также снимает возможные языковые трудности.
Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые
интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность
детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а
переключается на другой вид деятельности.
Идея
обучения–
развитие
у
дошкольников
общеязыковых,
интеллектуальных, познавательных и креативных способностей.
Цель программы– коммуникативно направленное обучение дошкольников
иностранному языку .
Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический
материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все
структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки,
предназначенные
для
наиболее
продуктивного
усвоения
изучаемого
материала.
Задачи
Обучающие:
- создание исходной базы для развития речевых способностей;
- формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших
коммуникативно-познавательных задач в устной речи;
- расширение с помощью английского языка представлений ребенка об
окружающем их мире и о языке как средствах познания и общения.
Развивающие:
- развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения,
интуитивного и логического мышления;
- развитие речевой культуры, а также культуры общения;
5
- развитие творческих способностей дошкольников в различных областях с
использованием иностранного языка.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка;
- воспитание у дошкольников желания и умения войти в мир иной культуры.
Мотивационные:
- создать атмосферу доброжелательности и комфортности на занятиях,
- создать ситуацию успеха у ребенка.
Оздоровительные:
- развивать координацию движений, реакции, умения ориентироваться в
пространстве и мелкой моторики руки через развивающие игры.
Основной вид деятельности – английский язык.
Основные принципы обучения:
•
обязательно
использовать
различные
средства
поощрения,
как
вербальные, так и материальные.
•
формировать у детей положительный образ учителя, что повышает
рефлексивные способности ребенка.
•
лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка
на английском языке – 90%).
•
системно вводить лексику: Первое занятие – 3 слова. Второе занятие –
закрепление. Последующие
занятия – активизация с использованием
речевых конструкций + 3–4 новых слова.
•
учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития,
системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в
последующие занятия.
•
обучать полным речевым структурам, что способствует развитию
навыков говорения.
•
отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому
обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат
в группе и снимает языковые барьеры.
6
•
развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и
выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено,
по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Методы и приемы:
1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки).
2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки).
3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные
игры, творческие игры
4. Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен).
5. Инсценировка коротких рассказов и пьес.
6. Воспроизведение ситуативных диалогов.
7. Рассказ по картинке.
8. Изучение букв.
Мониторинг развития ребенка: диагностируется, корректируется общее
психоэмоциональное состояние ребенка, регулируется физическое состояние
ребенка. Педагог, по ходу занятий, в течение года, последовательно ведет
индивидуальную консультативно-диагностическую работу. Ведется активная
работа с родителями: беседы по результатам диагностики, развитие
психологических и физических данных ребенка.
Условия реализации программы
-помещение с удобными рабочими местами;
-методическое и техническое обеспечение;
-качественная подготовка к занятиям;
-профессиональное мастерство педагога.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в специально-оборудованном учебном кабинете.
7
В кабинете находится 8 столов, стол учительский- 1 шт., школьная доска- 1
шт.
Методическое обеспечение программы
Образовательная программа кружка "Английский для малышей" в ДОУ,
проводится 2 занятия в неделю, по 15,20,25 мин. в соответствии с возрастом
детей. рограмма разработана по программе "Английский для малышей" под
ред. Н.А. Бонк, Шишкова И.А, Вербовская М.Е. Занятия проводятся в минигруппах по 8-10 чел.
Каждое занятие начинается с фонетической зарядки на закрепление
звуков. Упражнения проводятся с использованием зеркальца. Также в начале
занятия дети разучивают английские песни. Это позволяет обозначить начало
урока и погрузить ребенка в англоязычную среду. Уровень сложности и
объем лексики песен зависит от темы и уровня знаний детей, используется
принцип движения от простого к более сложному.
Игры, работа с карточками, собирание мозаик, домино, лото
направлены на запоминание лексики на определенную тему, творческие
задания направлены на закрепление опорной лексики.
После знакомства с опорной лексикой английского языка
выполняются творческие задания на ее закрепление:
•
раскрашивание;
•
рисование;
•
аппликации;
•
бумагопластика;
•
лепка из пластилина;
В качестве дополнительного материала привлекаются специальные
учебные мультфильмы, программы и компьютерные игры, разработанные
для дошкольников. Данный вид работы всегда вызывает позитивный настрой
детей и является средством повышения мотивации в изучении языка.
Компьютерные игры развивают у ребёнка
8
•
быстроту реакции,
•
мелкую моторику рук,
•
визуальное восприятие объектов,
•
память и внимание,
•
логическое мышление,
•
зрительно-моторную координацию.
Компьютерные программы учат ребёнка
•
классифицировать и обобщать
•
аналитически мыслить в нестандартной ситуации
•
добиваться своей цели
•
совершенствовать интеллектуальные навыки
В середине занятия предполагается разминка в виде английской
песенки или зарядки (физкультминутка) с использованием изученной
лексики, что помогает закрепить её в действии.
Изучение основ грамматики английского языка для дошкольников
происходит в процессе изучения лексики:
•
множественное число
•
повелительное наклонение (выполнение команд: show me, stand up, sit
down, give me, jump etc.),
•
вопросы и ответы в Present Simple
•
утвердительные предложения в Present Progressive (Continuous)
•
модальные глаголы can, must
Кадровое обеспечение
программы представлена на уровне: нормативных документов ( ФЗ об
образовании № 273, Письмо министерства образования 10.08 , запросов
участников образовательной деятельности, ФГОС). Программа реализуется в
9
МБДОУ- детский сад комбинированного вида №572 г. Екатеринбурга
специалистом
Кузевановой
Ларисой
Ивановной,
имеющей
высшее
педагогическое образование по профилю: иностранные языки.
Квалификация- курсы педагога дополнительного образования по теме: "
Технология
проектирования
общеобразовательной
общеразвивающей
программы дополнительного образования" с использованием дистанционных
технологий.
Формы отчетности
- аналитическая справка;
- видеозаписи;
- грамоты;
- журнал посещаемости;
- материал анкетирования и тестирования;
- методические разработки;
- конкурсы, выставки, фестивали.
Ожидаемые результаты
•
В конце года дети знают:
основные лексические единицы по темам программы
принцип строения повествовательного предложения
утвердительные и отрицательные формы высказывания
основные праздники и традиции стран изучаемого языка
•
В конце года дети могут:
удерживать в памяти звуковые цепочки разной длины (от отдельных
слов до песен, стихов, игр)
узнавать в незнакомом контексте знакомые слова и выражения
понимать с опорой на наглядность, жесты, эмоции содержание
небольших стихов, песен, рифмовок, сказок, рассказов
понимать установки по организации игры, занятия
приветствовать кого-либо, отвечать на приветствие
прощаться
10
представиться или представить кого-либо
поблагодарить
выразить согласие/несогласие
пригласить к действию
поздравить с праздником
выразить желание/нежелание что-либо делать
отвечать на вопросы (имя, возраст, что любит, что умеет делать)
ответить на вопросы о названии, качестве, месторасположении
предмета, животного.
11
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы
«Английский язык для малышей»
№
п.п.
Наименование
разделов
Всего
часов
1
Знакомство
2
лекции
Практические
занятия
Формы контроля
2 часа
2 часа
Составление
диалога
Игрушки
2часа
2 часа
3
Цвета, размеры
3часа
3часа
Составление
монолога
4
Счет
2часа
2 часа
Разучивание
рифмовки
5
Семья
3 часа
3 часа
Выставка
рисунков,
разучивание
рифмовки
6
Праздники
3 часа
3часа
Открытое занятие
7
Животные
3 часа
3часа
Разучивание песни
8
Действия, команды
2 часа
2 часа
Составление
монолога
9
Части тела
2 часа
2 часа
Разучивание песни
10
Профессии
2 часа
2 часа
Составление
диалога
11
Еда
3 часа
3 часа
Разучивание
рифмовки
12
Школа
3 часа
3часа
Открытое занятие
итого
30 часов
Календарно – тематическое планирование
12
Месяц
№
Тема занятия
Содержание занятия
урока
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
1
Знакомство с Мистером
Язычком.
Фонетическая зарядка-сказка.
2
Приветствие и знакомство.
Структура: Hello! I am…
Знакомство. Ознакомление с
репликами приветствия и
прощания.
3
Игрушки: a car, a doll, a ball, a
mouse, teddy.
Рифмовка «Teddy bear»
4
Моя любимая игрушка.
Структура: I like…
Рифмовка “This is a doll”.
5
Цвета: red, blue, green, yellow.
тренировка ЛМ посредством игры
«Светофор»
6
Цвета: orange, pink, black,
white.
Составление монолога,
микродиалоги «What’s colour?»
7
Размер: big, little.
Игра «Угадай какой…»
8
Числительные от 1 до 5.
Отработка числительных в
микродиалогах
9
Числительные от 6до10.
Рифмовки с числительными
10
Семья: a mother, a father, a
sister, a brother.
Названия членов семьи. Личные
местоимения.
11
Моя семья. Структура: I
have…
Описание картинок.
12
Моя семья. Диалоги и
монологи.
Рассказ о своей семье.
13
Праздники. Новый год.
История праздников, Christmas,
Easter, New Year, Birthday.
14
Рождество.
песенный материал, инсценировки,
проведение праздников.
15
Открытое занятие.
Инсценировка для родителей
«Рождество»
16
Домашние животные: a cat, a
dog, a horse, a duck, a cow.
Игра: “Who lives in the house?”,
сценка «Теремок».
13
Март
Апрель
Май
17
Дикие животные: а fox, a bear,
a crocodile, a lion.
Дети отвечают на вопросы в игре
“Show me a…”, показывают и
называют животное по картинке.
18
Мой питомец.
Стихотворения “Who are you?”, “A
cat and a mouse”.
19
Команды: run, jump, swim, fly,
hop.
Что животные умеют делать: a bird
can fly, a frog can jump и т.п.
20
Команды. Структура: I can…
Игра «Зоопарк».
21
Части тела: a head, a face, a
nose, ears, eyes.
Описание инопланетянина
22
Части тела: hands, legs.
Рифмовки о частях тела
23
Профессии: a doctor, a pilot, an
engineer, a businessman, a
driver.
Названия
профессий.Игра
«Поймай и скажи»
24
Профессии моих родителей.
Рассказ «А мой папа…»
25
Еда. Фрукты: an apple, a plum,
a lemon.
Игра «Съедобное - несъедобное»
26
Еда: a cake, a sweet, an icecream.
Игра «Магазин».
27
Еда: диалоги этикетного
характера
Инсценировки диалогов
28
Школьные принадлежности: a
book, a pen, a pencil, a bag.
Игра «Бюро находок»
29
Школьные принадлежности: a
pencil-box, a map.
Диалоги «На уроке»
30
Открытое итоговое занятие.
Спектакль для родителей.
Методическая литература
1. Английский для малышей под ред Н.А. Бонк, Шишкова И.А, Вербовская М.Е.
14
2. УМК, Как детишек нам учить по-английски говорить, Дольникова Р.А., Фрибус Л.Г., СПб.,
КАРО, 2002.
3. Иностранные языки в школе, 1990–2013, НМЖ Москва.
4. УМК English-1 Верещагина И.Н. М. Просвещение, 2001.
5. Большой словарь Диснея, Walt Disney Production, 1996.
6. Enjoy English, Н.Роуеll, Титул, Обнинск, 1997.
7. Welcome, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001 (c карточками).
8. Letter fun, E. Gray, V. Evans, Express Publishing, 2001.
9.Английский в рифмах, Лосева С.В.,М.,1993.
10. “Happy English” лото.
11. Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением.
12.Занимательный английский для детей, Кулиш В.Г., Сталкер, 2001.
13.Английский для малышей, Конышева А.В., С-П, 2003.
14.Веселые грамматические рифмовки, Фурсенко В.С., М-2001.
Литература для педагога:
1. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для малышей» под редакцией Н.А.Бонк,
РОСМЭН, М., 2005.
2. Т.В.Земченкова «Английский для дошкольников», М., «ВАКО», 2008.
3. Т.А.Лешкова «Английский в подарок».
4. Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко «Теория и практика обучения иностранным языкам», М., Айриспресс, 2004.
5. Л.И.Логинова «Как помочь ребенку заговорить по-английски», М., «Владос», 2004.
6. Соболева О.Л., Крылова В.В. English. Приёмы и хитрости.
7. Т.И. Ижогина, С.А.Бортников Игры для обучения английскому языку, Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2004.
Литература для детей:
1. К.Люцис Английский язык в картинках, «Русское энциклопедическое товарищество», М., 2003.
2. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для малышей» (тетрадь с наклейками), РОСМЭН,
М., 2005.
3. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для малышей, (рабочая тетрадь) под редакцией
Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2005.
4. Е. Путырская Я знаю пять названий, «У-Фактория», Екатеринбург, 2002.
5. М.А. Вернич Happy English, «Альтернатива». Горно-Алтайск, 1992.
6. И.А. Мудрова Учим английский, «Центрполиграф», М., 2004.
Приложение 1
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
15
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы. Ход проведения:
проводится в несколько этапов с использованием различных методик в зависимости от
параметров результативности реализации образовательной программы. Каждый параметр
оценивается по своим критериям, описанным в образовательной программе. Проводится в
конце учебного года как итоговая диагностика.
Название программы, срок ее освоения ___________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ______________________________
Фамилия, имя р-ка _____________________________________
Год обучения по программе____
Параметры
результати
вности
реализации
программ
Опыт
освоения
теоретичес
кой
информаци
и (объём,
прочность,
глубина)
Знание
диких и
домашних
животных.
Опыт
практическ
ой
деятельнос
ти (степень
освоения
способов
деятельнос
ти: умения
и навыки)
Узнавать
английские
буквы.
Опыт
эмоционал
ьноценностны
х
отношений
(вклад в
формирова
ние
Характерис Оценка уровня результативности
тика
Оч
Сл
Удовлетвор
Хор
низкого
ен
аб
ительно
ошо
уровня
ь
о
результати
сла
вности
бо
1
2
3
4
Информац
ия не
освоена
Оче
нь
хор
ошо
Характерист
ика высокого
уровня
результативн
ости
5
Информация
освоена
полностью в
соответствии
с задачами
программы
Способы
деятельнос
ти не
освоены
Способы
деятельности
освоены
полностью в
соответствии
с задачами
программы
Отсутствуе
т
позитивны
й опыт
эмоционал
ьноценностны
х
отношений
Приобретён
полноценны
й,
разнообразн
ый,
адекватный
содержанию
программы
опыт
16
личностны
х качеств
учащегося)
(проявлени
е
элементов
агрессии,
защитных
реакций,
негативное
,
неадекватн
ое
поведение)
эмоциональн
оценностных
отношений,
способствую
щий
развитию
личностных
качеств
учащегося
Опыт
творчества
Освоены
элементы
репродукти
вной,
имитацион
ной
деятельнос
ти
Приобретён
опыт
самостоятель
ной
творческой
деятельности
(оригинальн
ость,
индивидуаль
ность,
качественная
завершеннос
ть
результата)
Опыт
общения
Общение
отсутствов
ало
(ребёнок
закрыт для
общения)
Приобретён
опыт
взаимодейст
вия и
сотрудничес
тва в
системах
«педагогучащийся» и
«учащийсяучащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения
Актуальные
достижения
ребёнком
осознаны и
сформулиро
ваны
Осознание Рефлексия
отсутствуе
ребёнком
актуальных т
достижени
й.
Фиксирова
нный успех
и вера
ребёнка в
свои силы
17
(позитивна
я «Яконцепция
»)
Мотивация
и
осознание
перспектив
ы
Мотивация
и
осознание
перспектив
ы
отсутствую
т
Стремление
ребёнка к
дальнейшем
у
совершенств
ованию в
данной
области (у
ребёнка
активизиров
аны
познавательн
ые интересы
и
потребности)
Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом освоена на
низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 29-35
баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Приложение 2
Фамилия, имя _______________________
Год обучения_______
МБДОУ - детский сад комбинированного вида №572____________________________
Педагог: Кузеванова Л.И. _________________________________
Предметное творчество
Техника исполнения Удовлетворительно Качественно 2
работы
1
Творческая Сторона
работы
18
Безупречно 3
Говорение
Чтение
Аудирование
Подражание
1
сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Компиляция
2
октябрь
январь
май
Импровизация
3
ноябрь
февраль
апрель
Далее, в октябре, учащийся выполнил работу на том же уровне и, следовательно,
«октябрь» ставится в ту же графу. А в ноябре появилась небольшая динамика в
деятельности ребенка, и он безупречно выполнил работу, но на том же подражательном
уровне. Педагог отмечает это записью «ноябрь» на пересечении 3-го столбца и 1-ой
строки. И так далее отмечаем до мая. Цифры «1,2,3» в графах таблицы — это баллы,
которые учитываются при заполнении сводной таблицы путем суммирования (см.далее).
Во 2 блоке учитываются параметры:
эмоциональное восприятие критики (с градациями: резко отрицательное,
нейтральная степень и готовность принять совет, замечание – соответственно, в первом
случае имеют место негативная реакция на замечания, обида, слезы, явные отрицательные
переживания; во втором – советы и замечания воспринимаются без возражений и обид; в
третьем – при обсуждении хода работы наблюдается положительный эмоциональный
фон);
рациональное отношение к критике (здесь градации: неприятие оценки педагога,
т.е. учащийся возражает педагогу, оспаривает замечания и советы; принятие оценки
педагога, когда учащийся реагирует спокойно, внимательно слушает, конструктивно
обсуждает замечания педагога; самокритика, при которой учащийся сам видит свои
недостатки, пытается улучшить качество работы, способен к самовоспитанию).
То есть, саморазвитие ребенка, его личностный рост рассматриваются через
отношение к критике, способность адекватно реагировать на неё, через развитость
критического мышления учащегося.
Таблица заполняется аналогичным образом – название месяца наблюдения
ставится в соответствующую графу.
Коммуникативные
умения
Содержательная
сторона общения
Творчество в общении
Пассивность 1
Средний уровень 2
Высокая активность
3
Негативные формы
общения 1
сентябрь
январь
апрель
Отзывчивость,
равноправное
общение 2
октябрь
февраль
май
19
Активное
сопереживание,
помощь 3
сентябрь
декабрь
март
Далее, в нижней части страницы, располагается сводная таблица. В ней
проставляются баллы, полученные воспитанником в течение учебного года по всем трем
оцениваемым параметрам. Учебный год разбит на триместры с сентября по май
(последняя графа «июнь–август» может использоваться в индивидуальном порядке).
Баллы подсчитываются путем суммирования баллов в соответствующих строках и
столбцах. Например, в сентябре в графе «предметное творчество» выставляется 3 балла,
т.к. работа была выполнена качественно (2 градация) на подражательном уровне (1
градация): 2+1=3. По такому же принципу заполняется вся таблица.
Оцениваемые
показатели
Сводная таблица педагогических наблюдений
Месяцы
Сентябрь –
ноябрь
Декабрь –
февраль
Март –
май
Примечания
Июнь –
август
Предметное
творчество
Саморазвитие
Общение
На оборотной стороне дневника указываются наиболее характерные ситуации,
показательные формы работы, в ходе которых велось наблюдение, а также краткие
выводы по наблюдениям за данным воспитанником. Сравнительный анализ результатов
дает возможность следить за индивидуальной динамикой развития учащихся,
корректировать свои методы общения с ними.
20
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)