Содержание
1. Пояснительная записка
1.2. Направленность программы
3
5
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность
7
1.5. Ожидаемые результаты реализации программы
9
2 Содержательный раздел
13
2.2. Учебно-тематический план по математическому развитию
17
1.4. Цель и задачи программы
8
1.6. Формы подведения итогов по реализации рабочей программы 11
2.1. Учебно - тематический план по обучению грамоте и письму 13
2.3. Учебный план
20
2.4. Содержание программы по направлению «Обучение грамоте и
письму»
20
развитие»
23
2.5. Содержание программы по направлению «Математическое
3. Организационный раздел
26
3.2. Список литературы
28
3.1. Методическое обеспечение программы
26
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к
школе разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой
«От звука к букве. «Обучение дошкольников элементам грамоты» в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному воспитанию:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017
г.
организациями,
№
816
«Об
утверждении
осуществляющими
Порядка
образовательную
применения
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
2
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»
14. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детского сада комбинированного вида № 572.
3
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к
школе имеет социально-педагогическую направленность и способствует
развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий
для всестороннего развития личности ребёнка. Рабочая программа
представлена в двух направлениях: первое направление - «Подготовка к
обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и
пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н.,
Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников
грамоте», Филичевой Л.Н., «Развитие графических навыков» и второе
направление: Колесниковой Е.В. «Математическое развитие».
В программе используется системный, комплексный, личностный и
деятельный подход к развитию детей. При системном подходе
рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и
деятельности.
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
1.2. Направленность программы
Ведущей идеей первого направления данной программы является
выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе
родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к
чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог»,
«буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует
у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая
фонематический
слух
дошкольников,
необходимо
систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка,
т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка
правильного чтения и письма. Важнейшую роль играет анализ и синтез
звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание
4
незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение
его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и
согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от
первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим,
чтение анаграмм и др. Широко используется приём сравнения при
ознакомлении
детей
с
мягкими
согласными,
мягкость
которых
подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными
согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как
по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово»,
«Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов».
Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме
того, развивает мускульную память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать
трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет
способствовать усвоению материала, развитию логического мышления,
внимания, а так же воспитанию воли, привычки к умственному труду.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие
познавательного интереса к математике через ознакомление детей с
различными областями математической действительности. Математика
способствует
творческого
развитию
у
детей
воображения,
мышления,
памяти,
наблюдательности,
внимания,
строгой
последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные
предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их
умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Формирование понятий о числе и арифметических действиях
начинается с первых занятий и проводится на основе практических
действий с различными группами предметов. У детей формируется
обобщение об образовании следующего числа натурального ряда,
5
устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему
предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух
чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава
числа).
Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий
связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним
арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно
упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным
заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из
окружающей действительности. Важнейшее задание на занятиях
математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный
дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.3
Актуальность программы и педагогическая целесообразность.
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у
ребенка психологическую готовность к школе. Программа является
одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей
с
первоначальными
элементами
грамоты.
Занятия
математикой
развивают психические процессы: восприятие, внимание, память,
мышление, воображение, а также формируют личностные качества
дошкольников:
аккуратность,
трудолюбие,
инициативность,
общительность, волевые качества и творческие способности детей.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,
овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная
программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети
6
получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый
для подготовки к школе.
1.4
Цель программы
Формирование компетенций дошкольников, которые необходимы
для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, успешная
адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий комфортного перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
Обучающие:
-Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на
слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву;
определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех
слов;
-Сформировать выразительность речи: пользоваться высотой и силой
голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
выработка дикции;
-Развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к
письму;
-Сформировать умения принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно;
-Сформировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы;
-Сформировать
мотивацию
к
обучению,
удовлетворении познавательных интересов;
ориентированную
на
-Развивать умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий на основе математических понятий;
7
Развивающие:
-Развивать
фонематический
дифференцировать звуки;
слух:
развитие
способности
-развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и
произносить их изолированно;
-Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
-Развивать произвольность психических процессов;
-Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности;
-Развивать и формировать мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач;
Воспитательные:
-Воспитывать умения работать самостоятельно при выполнении заданий;
-Воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
доброжелательность по отношению к окружающим;
терпимость,
-Развивать интерес и активное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
старшего дошкольного возраста;
- уважение к дошкольнику, к процессу и результатам его
деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
8
1.5. Ожидаемые результаты (целевые ориентиры)
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок
должен уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
находить слова с определённым звуком;
составлять предложения на заданную тему, по опорным словам,
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
ориентироваться на странице тетради;
писать основные элементы букв;
рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
3. соотносить цифру с числом предметов;
4. пользоваться арифметическими знаками действий;
5. составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)
фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года;
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими
материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и
вычитание,
9
решать логические задачи;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки,
передавать форму,
величину, пропорции и цвет предмета;
положительное отношение к обучению в школе как к необходимому и
важному делу.
1.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы. Мониторинг.
Методы диагностики:
-диагностика готовности к чтению и письму детей 6 - 7 лет с
использованием
индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий;
-диагностика
уровня
развития
математических
способностей
использованием диагностических игровых заданий, бесед;
с
-диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с
помощью
методики
изучения
личностно-социального
поведения
(модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с
использованием метода наблюдения;
-диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и
буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы)
10
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год ( в
декабре и в апреле) проводятся открытые занятия
11
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно - тематический план по обучению грамоте и письму
Месяц
№
Октябрь
1
занятия
2
3
4
Ноябрь
5
6
Тема
Повторение: Звук и буква, графическое
изображение звука в слове, слова (квадрат);
Звук и буква А. Звук А: место звука в слов
(нач.,сер.
,конец),словарные
графические навыки: узоры, буква.
слова,
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове
(нач.,
сер.,
конец),словарные
графические навыки: узоры, буква.
слова,
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове
(нач.,
сер.,
конец),словарные
графические навыки: узоры, буква.
слова,
Звук и буква Ы и Э.: место звука в слове (нач.,
сер., конец),словарные слова, графические
навыки: узоры, буква. Поле №1
Звук и буква Л : место звука в слове,
называние слов с начальных слогов, чтение
слогов графические навыки: узоры, печатание
7
буквы и слогов.
Звук и буква М: место звука в слове, слог
слияние согласной и гласной
букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама),
8
графические навыки, анаграммы.
Звук и буква Р: место звука в слове, чтение
слогов, ударение, называние слов с начальных
слогов,
чтение
слов,
печатание
слов,
предложения, деление слов на слоги. Поле №2.
12
Декабрь
9
Звук и буква Н: место звука в слове,
графические навыки: чтение и печатание
слогов, слов, предложения; деление слов на
10
11
слоги.
Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение
(таблица
слогов),
Анаграммы.
чтение
текста,
слова.
Буква Ю: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры
12
Январь
13
юла). Чтение слогов, предложения.
Буква Ю: место буквы в слове, слоговое
чтение (таблица слогов), чтение текста, слова.
Поле №3. Звуко- буквенный анализ слов.
Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение
(таблица слогов), чтение текста, слова. Поле
№3.
14
Звуко - буквенный анализ слов.
Буква Ё: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (мое,
мел, Алена), предложение (Леня мел). Чтение
15
слогов, предложения.
Буква И: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (имена, малина Ира), предложение (У
16
Иры лимон). Чтение слогов, предложения.
Звуки "Г", "Гь", буква "Г, К”: место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор),
13
предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение
Февраль
17
слогов, предложения.
Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (крокодил, один,
Дима).),
предложение (Дина уронила дудку). Чтение
18
слогов, предложения.
Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова ( лето, тигр, Таня).
Предложение (Тоня ела мандарины). Чтение
19
слогов, предложения.
Звуки "В", "Вь", буквы "В,Ф", : место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова ( ворона, ров, Ваня).
20
Чтение слогов, предложения.
Звуки "З", "Зь", буква "З,С": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина).
Предложение (Зоя вяла корзину). Чтение
Март
21
слогов, предложения.
Звуки "Б", "Бь", буква "Б,П": место буквы в
слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слоги, слова
(бусы, кабан, Боря). предложение (Боря
22
кормит белку). Чтение слогов, предложения.
Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб,
14
хохолок). Чтение слогов, предложения.
23
Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа,
машина), предложение (Сашу ужалила оса).
24
Чтение слогов, предложения.
Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в
слове, словарные слова, графические навыки:
узор,буква, слоги, слова (часы, дочка, щука,
чаща),
Апрель
25
предложение
(Щенок
утащил
косточку). Чтение слогов, предложения.
Буква Й: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (майка, йод, попугай), предложение
(Зайка стал зазнайка). Чтение слогов,
26
Предложения.
Буква Ц: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова (цапля, солнце, певец), предложение
(Все
27
птицы
предложения.
важны).
Чтение
слогов,
Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова,
графические навыки: узор, буква, слова (соль,
печенье, ель), предложение (Льет сильный
28
дождь). Чтение слов, предложения.
Буква Ъ: место буквы в слове, словарные
слова, графические навыки: узор, буква, слова
(подъезд,съел,
(Дети
съехали
предложений.
15
объявление),
с
горы).
предложение
Чтение
слов,
2.2.Учебно-тематический план по математическому развитию 5-6
лет
№
тема
1.
Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов
на основе наглядности до 10 прямой и обратный. Игра «Сосчитай-ка»
Знакомство с клеточкой.
2.
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и
обратно. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник,
прямоугольник, круг
3.
Пространственные и временные отношения «налево», «направо»,
4.
Изучаем числа и цифры. Число 1, цифра 1.
5.
Число два, цифра 2. Состав числа.
6.
Число три, цифра 3. Состав числа.
7.
Число четыре, цифра 4. Состав числа.
8.
Число пять, цифра 5. Состав числа.
9.
Число шесть, цифра 6. Состав числа.
«вверх», «вниз», «за», «под», «над», «около», «раньше», «позже».
10. Число семь, цифра 7. Состав числа.
11. Число восемь, цифра 8. Состав числа.
12. Число девять, цифра 9. Состав числа.
13. Число десять, запись числа десять. Состав числа.
14. Повторение изученного.
15. Закрепление изученного. Логические задачки.
16
Учебно-тематический план по математическому развитию 6-7 лет
Месяц
октябрь
ноябрь
№
1
Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги,
3
Знаки,
4
6
7
8
9
январь
10
11
февраль
Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник.
2
5
декабрь
Тема занятий
12
13
14
величина.
цифрой,
соотнесение
состав
количества
числа,
геометрические фигуры.
предметов
логическая
с
задача,
Соотнесение количества предметов с цифрой,
математическая загадка, ориентировка во времени.
Порядковый счет, счет по названному числу, состав
числа, из двух меньших, геометрические фигуры,
логическая задача. Дни недели.
Арифметические задачи, величина, ориентировка в
пространстве, решение примеров.
Число 11, логическая задача, ориентировка во
времени.
Число 12, ориентировка во времени, логическая
задача, геометрические фигуры
Число 13, математическая задача, логическая
задача, геометрические фигуры.
Решение
примеров,
геометрические фигуры.
знаки,
величина,
Число 14, ориентировка во времени, логическая
задача.
Число 15,геометрические фигуры.
Числа от 1до 15, решение примеров, логическая
задача. Геометрические фигуры.
Число 16, величина, ориентировка во времени,
17
март
15
Математическая загадка, знаки, состав числа из
16
Число 17, счет по образцу и названному числу, 1
17
18
19
апрель
логическая задача.
двух меньших, геометрические фигуры.
14 логическая задача, геометрические фигуры.
Число
17,
ориентировка
в
пространстве,
логическая задача, геометрические фигуры.
Число 18, состав числа из двух меньших, счет по
названному
числу,
геометрические фигуры.
логическая
задача,
Число 18, решение примеров, ориентировка во
времени, ориентировка в пространстве.
20
Число 19, состав числа из двух меньших, величина,
21
Число 19, геометрические фигуры, величина,
22
Число 20, решение примеров, задачи, логические
логическая задача.
логическая задача.
задачи. Соотнесение количества предметов и
цифры.
23
24
Решение задач, примеров, величина, логическая
задача, ориентировка на листе бумаги, работа в
тетради.
Задачи-шутки, ориентировка во времени,
примеры, математические загадки. Повторение
пройденного
18
№
1.
2.
2.3. Учебный план
Наименование курса
Развитие
речи
Кол-во часов в
Кол-во часов
1
32
и
подготовка к обучению
грамоте.
Введение в математику.
неделю
1
Итого
2
год
32
64
2.4. Содержание рабочей программы по направлению
” Обучение грамоте и письму”
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка
к обучению грамоте» используются основные методы обучения:
наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемнопоисковый. Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка
необходимо познакомить с моделированием слова, потому что
анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под
моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не
натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие
стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения,
изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием
- слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по
общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие
согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять
звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в
слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно
19
дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат гласный, синий - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный). Затем
детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям
демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение
о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше
запомнить
букву.
Буква
представлена
разными
изображениями
предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не
только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для
того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква)
могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом
этапе - научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и
произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с
гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в
середине и конце, что уже на следующем этапе - ознакомления с
сонорными согласными - позволяет детям читать слоги, слова,
предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков
- красный квадрат. На первых занятиях по ознакомлению детей со
звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение
звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет
уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н,
Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар),
в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При
изолированном
произношении
согласных
надо
научить
детей
произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они
обозначают в слове (лампа - не Ль, а Л, лев -Л ь), что будет способствовать
хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем
поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети
20
учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с
условным обозначением твердых согласных - синий квадрат.
На последующей занятиях, дети уже начинают читать слова из
знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более
осмысленным. Одновременно начинается работа над ударением, которое
объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при
чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и
перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком,
обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога,
ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю –
йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если
вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы
обозначают два звука - ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова
Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость
согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат
гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то
пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов
и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова
обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая
сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет
им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После
этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким
согласным
Й,
с
разделительной
разделительной функцией Ъ.
смягчающей
функцией
Ь,
с
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются
следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по
21
контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать
элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить
стихотворение про букву.
В
программе
используются
игры
и
упражнения
для
совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук
потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на
закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови
правильно»,
«Назови
букву,
которая
спряталась»;
заучивание
стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные
тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой
слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает
словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и
снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать,
помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые
стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения
различных движений соответственно тексту (в то же время дети
упражняются в произношении изучаемого звука).
2.5. Содержание программы по направлению
• количество и счет;
«Математическое развитие»
• величина;
• геометрические фигуры;
• ориентировка во времени;
• ориентировка во времени и в пространстве;
• логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• знакомством тетрадью в клетку;
22
Количество и счет
Цель раздела: развитие самостоятельности, активности, ознакомление
со счетом в пределах 20, упражнении в составлении и решение простых
задач на сложение и вычитание, закреплении понимания отношений
между числами натурального ряда, развитие психических процессов:
внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
-«Назови следующее, предыдущее число»
-«Назови соседей числа»
-«Назови меньше на 1, больше на 1»
-«Вверх вниз по числовой лестнице»
-«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки
счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального
ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям,
развивают внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры
Цель раздела: закрепление представления о многоугольниках и их
свойствах, развитие умения классифицировать геометрические фигуры
по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие,
логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
-«Назови предметы заданной формы»,
-«Что общего и чем различаются фигуры»,
-«Найди предмет такой же формы»,
-«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
-«Найди лишнюю фигуру»,
-«Конструктор»,
-«Почини одеяло»,
-«Танграм»,
23
-«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание
ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение
классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические
операции с ними, развивает логическое мышление.
Определение величины
Цель раздела: развитие умения сравнивать массу, объём, количество
жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты,
делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:
-«В каком сосуде больше воды?»
-«Что легче, что тяжелее?»
-«Что тонет, что плавает?»
-«Подбери шарфик для кукол»
-«Короче-длиннее»
-«Подбери мебель для трех медведей»
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём
сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел,
сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют
мыслительную активность.
Ориентировка во времени
Цель раздела: В этом разделе у дошкольников развивается чувство
времени, учатся определять время по часам, знакомятся с разными
видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляем
представления о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе использую следующие дидактические игры:
-«Вчера, сегодня, завтра»
-«Дни недели»
-«Мой режим дня по часам»
24
-«Определи время по часам»
-«Когда это бывает?»
-«Что перепутал художник?»
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во
времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и
времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,
развивают чувство времени, умение определять время по часам. Особым
блоком выделяю логические задачи.
Логические задачи
Цель раздела: развитие у детей приёмов мыслительной активности
(анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки
Кьюизенера, различные ребус «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,
«Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки»,
Кубик - рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное
внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в
занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и
способствует лучшему запоминанию математических понятий.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют
развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления,
мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную
активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе
занятий используются загадки математического содержания, которые
оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления,
умения доказывать правильность суждений, владения умственными
операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания
уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного
запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный
25
материал, но и попытаться объяснить понятое. Занятия проводятся в
определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей.
Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к
детям.
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
1. «Программа психологического сопровождения дошкольника при
подготовке к школьному обучению» Т.В. Ананьева;
2. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
3. «Психологическая подготовка детей к школе» В.Л. Шарохина;
4. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова;
5. «Работа с родителями, практические рекомендации» Е.В. Шитова;
6. «Комплексная программа подготовки детей к школе АБВГДейка»
Т.В. Калинина;
7. «Обучение грамоте» Р.М. Хамидулина;
8. «Развитие речи детей 6-7 лет» О.С. Ушакова, Е.М. Струнина;
9. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, А.Г.
Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина;
10. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память»,
«Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и
мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к
письму».
11.Комплект методических пособий к программе «От звука к бук ве»
Колесникова Е. В.:
-Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для
детей 6- 7 лет
-Рабочие тетради для детей «ОТ А ДО Я».
-Дидактический комплект «От звука к букве»;
-Рабочая тетрадь «Читаю и пишу»
12. Поля слов, анаграммы по технологии Буракова Н.Б.
26
13. «Буквы и слоги», «Слова и предложения» - тетрадь
дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина;
14. «Изучаем грамоту» тетрадь с заданиями для развития детей
часть 1,2 С.В. Бурдина;
15. «Чему учит клеточка» тетрадь с заданиями Т.С. Голубина;
16. «Читаем сами» В.Г. Горецкий, Л.Ф. Шанько;
17. «Тренажер по чтению» С.Е. Гаврина;
18. «Игры и упражнения для подготовки детей к школе» С.П.
Жукова.
3.2. Список литературы
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебнометодической лабораторией педагогики начального образования
Московского института открытого образования. Издательство
ЮВЕНТА, Москва 2017 г.;
2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей
5-7лет»;
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз - ступенька, два - ступенька»;
4. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших
дошкольников»;
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»;
7. Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7
лет. Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г;
8. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. «Азбука. Мой первый
учебник» Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.;
9. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к
книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА.
2010 г.;
27
10. "Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь
дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина
28